Инновационный опыт

Инкультурация личности обучающегося на основе средового подхода

развернуть

Инкультурация личности обучающегося на основе средового подхода

     Сегодня  общество вступило в новый этап своего развития, когда возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека.

 Культура связана с образованием. Переработка информации в знания представляет собой творческий, культурно значимый процесс. Данный статус культуры определяет ключевую роль образования в инкультурации (процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры) личности школьника.                 

  Ребенок с рождения и обучения в школе проходит первичную   инкультурацию, в ходе которой освоение   объектов культуры и их значений возможно только в определенной  среде. По мнению белорусского исследователя культурно-образовательной среды учреждений образования Мойсейчук С.Б., среда способствует эффективному решению задач социализации и инкультурации личности, обеспечивает содержательную и функциональную взаимодополняемость и скординированность ресурсов и возможностей образования и культуры.

  Реалии современной жизни все более подводят исследователей к необходимости учитывать возрастное значение среды в развитии детей. Деятельностно опосредованное управление развитием ребенка неэффективно, если среда затрудняет саму деятельность. Воспитательная система дает сбои и даже разрушается, если входит в противоречие со средой.

 Применение средового подхода к организации единого культурно-образовательного пространства предоставит возможность осуществить целенаправленное развитие учащихся через включение их в деятельность социально-культурных институтов, а также в пространство социокультурной среды с богатым культурным наследием своей малой родины. Полное использование возможностей среды станет ориентиром в движении педагогов к ней и от нее к ребенку. Более того, содержание и качество культурного пространства неизбежно перейдет в другое измерение – в духовный мир личности.           

 Агрогородок Вишнево славится знаменитыми людьми (писатель Аркадий Журавлев, Ян Карлович, ученый европейского масштаба, человек исключительной эрудиции, известный этнограф, лингвист, фольклорист и музыковед, Мечислав Карлович, основатель польской симфонической музыки, директор Варшавского музыкального общества, композитор, дирижер, Белявский Анатолий Иванович, член союза художников Беларуси, Белявский Иван Степанович, поэт-любитель).                          

 В агрогородке Вишневе имеются культовые святыни:  костел святого Тадеуша, церковь святой Евфросинии Полоцкой,  часовенка на центральной улице,   часовня Иоанна Крестителя.   

В агрогородке Вишневе имеются: отдел культуры и досуга «Вишневский Дом культуры»,   Вишневская сельская библиотека.

Результаты реализации инновационного проекта в учреждении образования позволяют сделать следующие выводы:

1. У учащихся, родителей сформировалось чёткое представление о культуре как ценном опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества. Произошло понимание учащимися необходимости в овладении знаний о мире, социуме, о материальных, духовных, художественных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении   для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. У школьников приобретен определённый собственный практический опыт жизни, деятельности, общения. Они активно взаимодействует с миром: их деятельность, как репродуктивная, так и творческая, направлена на саморазвитие и созидание в социуме; имеются её результаты в виде собственных произведений и индивидуальных достижений.

 

2. Внедрена в практику учреждения образования модель инкультурации личности школьника на основе средового подхода через урочную деятельность, систему воспитательной работы, факультативные занятия и объединения по интересам.

3. Создана культуротворческая образовательная среда как пространство сотворчества, диалога, сотрудничества учащихся и педагога на основе субъект-субъектных взаимоотношений и реализация ее возможности как средства инкультурации личности школьника.

4.Созданы условия  для   овладения учащимися знаниями о культуре предыдущих поколений, представленной в содержании образования.

5. Активизирована деятельность родителей в создании культуротворческой среды учреждения образования.

6. Участниками инновационного проекта разработаны комплексы учебно-методических материалов в помощь педагогам и обучающимся.

Материалы данного проекта является актуальными не только для государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Вишневский ясли-сад - средняя школа», но и для других учреждений образования Республики Беларусь.       

 

 

 

         

 
свернуть

Описание модели

развернуть

Направления работы

развернуть

В учреждении образования была организована работа с педагогами, учащимися, родителями. Создана творческая группа педагогов, реализующих инновационный проект. Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом работы над инновационным проектом.

 

Работа над данным проектом реализовывалась через урочную деятельность:

 

Для учащихся был проведен тренинг "Вредные привычки", который будет полезный в работе педагога социального и классного руководителя.

 Трэнінг "Шкодныя звычкі"

Для  учащихся и их родителей сделана подборка материалов белорусского фольклора :

В рамках деятельности школьной проектной лаборатории была разработана серия видеопутешествий

 ”Пра малую радзіму з любоўю…”:

Познакомиться с материалами видеопутешествий можно по ссылке 

https://www.youtube.com/playlist?list=PLRpWOt8zQ_8FE15axB7kWfo4Iav1Vr8KE  

 
 
 
свернуть

Список литературы по теме

развернуть

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолениюкризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г.Асмолов // Вестник образования. – 2008. - № 1. – С. 65-85.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.А.Ариарский. – СПб.: Изд-во «Анатолия», 1999.

3. Батаршев, А.В.Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной щколе/ А.В.Батаршев.- СПб.:Ин-тпрофтехобразования, 1996.

4. Григорович, Я.Д., Смолик, А.И. Прикладная культурология/ Я.Д. Григорович, А.И. Смолик. – Мн.: Образование и воспитание, 2005. – 228.  

5. Дугарова, Ц.Д. Инкультурация личности в современной национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01.

6. Крылова, Н.Б. Культуросообразность образования в современных условиях/Н.Б.Крылова//Школьные технологии. –2006. – №2. – С.3-13.

7. Макарени, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование/А.А.Макарени – Тюмень: Изд-во ТОГИРЮ, 1997, 65с.

8. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1997.300 с.

9. Мосейчук, С.Б. Программно-средовый подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса / С.Б. Мосейчук// Искусство и культура. – 2013. - № 2 910). – С. 116-120.

10. Меняйлова, Т. А. Модель формирования личности школьника как человека культуры на основе культурологического подхода [Текст] / Т. А. Меняйлова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Приложение 1(1). – Екатеринбург: Раритет, 2006. – с.50-54.

11. Меняйлова, Т. А. Опыт освоения предмета «Народная культура» в школах южно-кузбасского региона. Теория и практика [Текст] / Т. А. Меняйлова // Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона: материалы научно-практической конференции / Под ред. В. А. Поповой, Т. С. Паниной. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1997. – с.283 – 287.                          

12. Меняйлова, Т. А. Возможности и перспективы предметов культурологического цикла предметов как нового содержания образования [Текст] /Т. А. Меняйлова // Инновационные программы и технологии деятельности в системе дополнительного образования: Сборник трудов научно-практической конференции / Под ред. Г. А. Вержицкого, О. А. Добрыниной, С. В. Кривых. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 98 9-10. 06.98г.                                   

13.Меняйлова, Т. А. Воспитание человека культуры как задача современного образования [Текст] / Т. А. Меняйлова // Тезисы региональной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию просвещения Сибири, 20-21 августа 2002г. / Ред.кол. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткина, Т. А. Фральцова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. – 293с., с. 194 – 197.      

14.Меняйлова, Т. А. Человек культуры – личность нового времени [Текст] / Т. А. Меняйлова // Повышение качества подготовки учителей в условиях непрерывного образования: Сборник научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – с.51-56.                                                                

15. Меняйлова, Т. А. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников [Текст] / Т. А. Меняйлова // Актуальные проблемы развития образования в современных условиях: сборник научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. – с.57- 63.                                                                              

16. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности/ В.Н.Наумчик, Я.Д.Григорович, Н.В.Самерсова и др. под общей редакцией В.Н.Наумченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 143 с.               

                  

 

 
 
 
свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе