Нормативные правовые документы и программно-планирующая документация
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – очень сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Общие положения
1.1. Классный руководитель назначается и освобождается директором школы.
1.2. Работу классного руководителя координирует заместитель директора по воспитательной работе школы.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о классном руководителе класса, утверждённым директором школы по согласованию с профсоюзной организацией, а также настоящими функциональными обязанностями классного руководителя, утверждёнными приказом директора школы.
1.4. Классный руководитель в процессе организации воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками школы, медицинским работником, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся.
1.5. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с обучающимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения обучающихся, социально-педагогическая работа с родителями.
II. Функции
2.1. Работа по обеспечению здоровьесберегающих и безопасных условий воспитательного пространства
Классный руководитель:
ежедневно до начала занятий, а также в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасного поведения;
в случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению, сообщив об этом дежурному администратору;
организует в учебном кабинете безопасное состояние помещения (мебели, электропроводки, осветительных приборов, наглядности и т.п.);
выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
при проведении любых массовых мероприятий, экскурсий, походов, общественно-полезных работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных мероприятий;
сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса в учебное и внеучебное время;
осуществляет надлежащий надзор за учащимися с целью недопущения совершения действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, другим учащимся или работникам школы, а также ущерб школьному имуществу;
способствует сохранению конструктивных взаимоотношений в коллективе учащихся, а также обеспечению психологически безопасной образовательной среды;
не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
следит за выполнением медицинских рекомендаций, указанных в справках о состоянии здоровья и своевременным их обновлением;
организует питание учащихся в столовой в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177.
2.2. Организация образовательного процесса
Классный руководитель:
занимается воспитанием учащихся, формированием у них общей культуры, содействует позитивной социализации обучающихся;
защищает права ребёнка, организовывает выполнение учащимися Устава школы;
осуществляет контроль за успеваемостью и посещением учащимися учебных занятий;
ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники учащихся в конце каждой недели, следит за правильностью записей в нем, отмечает количество пропущенных учебных занятий;
сотрудничает с учителями-предметниками, педагогом социальным, педагогом-психологом, способствует созданию психологически комфортных условий пребывания учащегося в школе;
проводит индивидуальную работу с учащимися класса и их законными представителями по повышению мотивации к обучению и успеваемости;
планирует и организует воспитательную работу с учащимися класса с учетом специфики контингента учащихся школы и особенностями классного коллектива, плана работы школы на текущий учебный год;
организует досуг учащихся в каникулярное время;
участвует в организации летнего оздоровления учащихся в школьных и профильных лагерях;
посещает все инструктивно-методические совещания, в случае своего отсутствия на них (независимо от причины) обязан сообщить об этом заранее, узнать содержание прошедших совещаний, а также выполнить в срок все указания, полученные на этих совещаниях.
2.3. Организация самоуправления в классе
Классный руководитель:
организует в начале учебного года выборы актива класса, распределение поручений для учащихся, координирует их деятельность;
оказывает педагогическую помощь в организации и работе ученического самоуправления, первичных организаций БРПО, БРСМ и других ДиМОО.
выявляет интересы учащихся, вовлекая их в социально значимую деятельность.
2.4. Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
организует дежурство учащихся, привлекает их к уборке класса, школы, пришкольной территории, к работе в трудовых бригадах, другим трудовым акциям;
организует ученический коллектив для проведения общешкольных мероприятий трудовой и общественно полезной направленности.
2.5. Индивидуальная работа с учащимися
Классный руководитель обязан:
систематически анализировать состояние успеваемости и динамику становления личности учащихся;
вовлекать в воспитательную работу педагогов, работающих в классе, законных представителей (родителей) учащихся;
вести журнал классного руководителя с целью систематизации, анализа и своевременной педагогической коррекции ситуации развития учащихся;
фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию;
оказывать педагогическую поддержку учащимся, требующим особого педагогического внимания (категории учета: ВШК, ИДН, СОП, НГЗ);
осуществлять работу по педагогическому сопровождению учащихся, находящихся в социально опасном положении (реализация мероприятий плана защиты прав и законных интересов);
создавать индивидуальные планы работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, при тесном взаимодействии с их законными представителями (родителями) и вести учет воспитательной работы с ними.
2.6. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
Классный руководитель:
систематически проводит педагогическую диагностику развития учащихся и классного коллектива (уровень воспитанности, социометрия, референтометрия и др.);
составляет педагогическую характеристику и ведет индивидуальный учет воспитательной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания (категория учета внутришкольного контроля);
изучает семьи учащихся (педагогическая оценка условий жизни и воспитания учащегося), планирует воспитательную работу с семьями социального риска;
изучает социальное окружение учащихся, требующих особого педагогического внимания (наличие референтной группы, характер взаимоотношений и социальный статус);
создает социальный паспорт класса;
определяет эффективные формы и методы работы с классом, способствующие формированию и развитию коллектива;
привлекает педагога-психолога для углубленной психологической диагностики и коррекции личностных и поведенческих нарушений учащихся;
привлекает педагога социального для социально-педагогической диагностики и социально-педагогической реабилитации учащихся;
привлекает педагога социального к выбору форм и методов педагогической коррекции и оказанию помощи семье в рамках защиты пав и законных интересов несовершеннолетнего.
2.7. Работа с семьей
Классный руководитель:
отслеживает актуальность информации о семьях учащихся;
посещает учащихся класса на дому, осуществляет тематические рейды «Подросток», «Семья», «Досуг», «Семья без насилия» и др., изучает условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
выявляет неблагополучные семьи, семьи с признаками ненадлежащего воспитания и содержания детей;
осуществляет контроль за учащимися из семей социального риска, планирует более частые их посещения в целях оказания помощи, а также профилактики правонарушений учащихся, профилактики их социально опасного положения;
привлекает законных представителей (родителей) к активному участию в жизни класса и школы: коллективной трудовой деятельности, участию в подходах, экскурсиях, спортивных и других мероприятиях;
проводит плановые и внеплановые (по необходимости) родительские собрания и заседания родительского комитета, дни открытых дверей для родителей, обобщает и пропагандирует положительный опыт семейного воспитания, проводит мероприятия с участием законных представителей несовершеннолетних.
2.8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
обеспечивает организацию свободного времени учащихся в шестой школьный день;
планирует и обеспечивает качественное проведение мероприятий с классом в шестой школьный день;
ведет учет посещаемости учащимися класса мероприятий шестого школьного дня;
взаимодействует с семьей по привлечению законных представителей учащихся в организацию мероприятий шестого школьного дня;
предоставляет отчет с приложением фотографий о проведении с классом мероприятий шестого школьного дня.
III. Права
3.1. Классный руководитель имеет право:
на защиту профессиональной чести и достоинства;
на повышение своего профессионального уровня;
на участие в конкурсах педагогических работников, осуществляющих воспитательную практику;
на получение со стороны руководителя школы, его заместителей, организационной, методической помощи по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
на получение информации о состоянии психофизического здоровья учащихся класса;
выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
разрабатывать (совместно с социально-педагогической и психологической службой, медицинским работником) программы индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями (родителями);
выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной работы в классе на основе интересов государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
приглашать законных представителей (родителей) в школу;
участвовать в обсуждении вопросов о принятии решений, касающихся жизнедеятельности учащихся класса;
выносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, Совета учреждения образования, педагогического совета и методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3.2. Классный руководитель не имеет право:
унижать личные достоинства учащегося, оскорблять его словом и действием;
использовать отметку по учебному предмету для наказания ученика;
злоупотреблять доверием учащегося, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания учащегося;
обсуждать за глазами своих коллег, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
IV. Ответственность
4.1. Классный руководитель несет ответственность:
за жизнь и здоровье учащихся класса во время проведения им воспитательных мероприятий;
за регулярное проведение с учащимися класса занятий по обучению правилам безопасного поведения;
за своевременное выявление угроз здоровью и жизни учащихся класса, выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении;
за эффективность использования выбранных форм и методов воспитательной работы;
за состояние документации, отражающей ход и результативность воспитательной работы (классный журнал, дневники, личные дела учащихся) и документацию, требуемую администрацией школы (справки, отчеты, планы, карты изучения личности учащегося, формы отчетности индивидуальной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания);
за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности (педагогического работника) в соответствии с трудовым законодательством и законом Республики Беларусь.
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
рекомендации по составлению характеристики класса:
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива
Структура написания
анализа воспитательной работы в классе
20__/__ уч. г.
Введение. Обоснование деятельности за отчетный период:
Основная часть. Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:
Заключение. Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.
свернутьКлассный журнал.
— План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).
— Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
— Дневники учащихся.
— Личная карточка учащегося.
свернуть