Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.
Активная оценка способствует:
- мотивации к обучению;
- повышению результативности обучения;
- формированию ключевых компетенций: учить учиться;
- образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
- формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.
Обратная связь
- создает возможности для отслеживания процесса обучения школьников, поскольку задает для этого соответствующий инструментарий
- обеспечивает качественное планирование
- оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим фактором
- позволяет формировать конструктивные рекомендации по коррекции их деятельности
Правила организации обучения с АО:
всегда определять критерии оценки его результативности
- всегда знакомить учеников с этими критериями
- всегда определять критерии оценки его результативности
- давать ученикам возможность обратной связи
- учить учеников ответственности за их обучение
- предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки.
- оценивать работу учеников только после их самооценки
- давать учащимся возможность улучшить свою работу и показывать , как это можно сделать.
- верить в возможности учеников и демонстрировать им свои надежды , что они могут достичь большего .
- сообщать родителям о прогрессе их ребенка , вооружать их критериями оценки .
- создавать атмосферу сотрудничества , а не соревнования
Элементы активной оценки:
- Цели урока.
- Критерии достижения цели.
- Ключевой вопрос.
- Техника постановки вопросов.
- Самооценка.
- Взаимооценка.
- Обратная связь.
Ключевой вопрос:
- пробуждает любознательность и интерес к теме;
- поощряет мыслительную деятельность;
- привлекает внимание и ставит вызов;
- способствует усвоению материала;
- тесно связан с целью урока или серии уроков;
- направлен на реализацию целей урока.
Техники самооценки:
Светофор
Учащиеся обозначают выполненное задание зеленым, желтым или красным цветом (хорошо, частично или плохо).
Техника итоговых предложений:
- Сегодня на уроке я узнал, что... Я хотел бы запомнить...
- Для меня было трудным... Меня удивило… и т. д.
Техника”Да-нет”:
После ознакомления с темой урока и материалом по ней,учитель просит поднять руки тех учащихся, кто понял материал по теме. Учитель может быстро определить, надо ли объяснять материал еще раз или нет.
Техника трёх вопросов:
Перед изучением новой темы учитель задает вопросы:
- Что я знаю по этой теме?
- Что хочу узнать?
В конце урока вопрос “Чему я научился?”
Обратная информация содержит три обязательных элемента:
- положительные аспекты работы ученика;
- то, что требует исправления (улучшения);
- информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.
Планирование организации учебного занятия с применением активной оценки имеет свои особенности:
- определять критерии оценки результативности;
- знакомить обучающихся с этими критериями;
- реализовывать возможность обратной связи;
- учить детей ответственности за их обучение;
- предоставлять возможности оценки и самооценки;
- оценивать работу учеников только после их самооценки;
- давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать;
- верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;
- сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки;
- создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.
свернуть