Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Главная характеристика эмоционального компонента - переживания школьников в процессе учебной деятельности и их эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
Положительные эмоции могут быть связаны:
Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения.
Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.
В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.
В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся
переходите к трудным и, наконец, к лёгким;
Приемы мотивации на уроке
Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно- познавательных мотивов, основывающеся на трёх факторах:
свернуть
Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень. Положительное отношение к школе. Учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация. Ученики
посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Однако уровень учебной мотивации не может быть постоянным.
Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы:
свернуть
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.
Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении
учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Факторы, определяющие учебную мотивацию:
- образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность;
- организация образовательного
процесса;
- субъектные особенности обучающегося;
- субъектные особенности педагога;
- специфика учебного предмета.
Первая классификация мотивов:
познавательные мотивы
социальные мотивы
Вторая классификация мотивов:
внутренние - мотивы, стимулирующие процесс учения, не связанные с ней напрямую:
внешние - мотивы непосредственно связанные с учебной деятельностью:
Третья классификация:
свернуть