Уважаемые педагоги! Используя данные гиперссылки, Вы найдёте много полезной информации для организации эффективного педагогического взаимодействия с подростками.
Совместно с педагогами, классными руководителями готовим, организовываем вместе профориентационные игры, диспуты, психологические практикумы,групповые и индивидуальные,консультации.
Для Вас педагоги!
Для чего нам эмоции?
Вы никогда не задумывались, для чего нам нужны эмоции и чувства? Эмоции – это язык нашей души. Именно через них душа сообщает нам, что в ней происходит. Ощущения – для понимания происходящего в теле, а эмоции – в душе.
Все мы точно знаем, какие эмоции “хорошие”, а какие “плохие”. Эмоции появляются как сообщение, которое необходимо понять. Кроме того, часто эмоции требуют от нас самовыражения, то есть какого-то действия, каких-то изменений в мыслях, поведении. Иногда эмоции страшат нас, и тогда мы бессознательно отказываемся их переживать, то есть блокируем. Однако, отказываясь от неприятных чувств, мы одновременно перекрываем путь и для приятных, таких как радость или удовольствие. Итак, эмоции – это информация о том, что мы должны обратить внимание на свое состояние. Для этого как минимум необходимо понимать, что же мы чувствуем. Сначала нам надо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря об эмоциях и чувствах
Если представить внутренний мир человека в виде вулкана, то он может выглядеть так. Уровень эмоций – это фильтр. Эмоции работают как фильтр между потребностями и реальностью. Если мы не реагируем на их сигналы, давление внутри увеличивается, рано или поздно фильтр ломается, и они вырываются наружу. Впоследствии человек либо постоянно выплескивает свои эмоции на окружающих, либо, наоборот, замыкается в себе, теряет интерес к окружающему миру [2].
3. Особенности эмоций:
- эмоции являются энергетическим процессом, то есть они потребляют на себя огромное количество энергии;
- эмоции “включаются” нашими мыслями и затем, “окрашивая” мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли;
- эмоции воздействуют на наши решения и поступки- эмоции выполняют социальную функцию, то есть оказывают сильнейшее влияние на взаимоотношения человека;
- эмоции влияют на наше тело (“мышечный зажим”).Управление эмоциями состоит из нескольких шагов.
1 — осознание. Важно объяснить, что мы не всегда можем правильно идентифицировать ту или иную эмоцию. Тем более, под одними эмоциями могут скрываться другие. Поэтому прежде всего нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
2 — это определение уместности эмоции. Есть несколько случаев, в которых может понадобиться управление эмоциями. Иногда испытываемая эмоция совершенно неуместна в конкретной ситуации. Случается и так, что эмоция вполне уместна, но выражается слишком интенсивно.
Как только вы определитесь с уместностью эмоции, можно приступать к собственно управлению. На этом этапе вам нужно либо уменьшить интенсивность проявления эмоции, либо трансформировать испытываемую эмоцию в более уместную для данной ситуации [3]. Есть несколько способов управлять эмоциями:
1 — это изменение объекта концентрации.
Данный способ предполагает переключение своего внимания на другой объект, и за ним изменятся испытываемые вами эмоции. Если переключиться не на что, попробуйте вызвать какое-то хорошее воспоминание: вспоминая о приятном событии, мы невольно начинаем испытывать эмоции, которые испытывали в тот момент.
2 — это изменение убеждений. Любую информацию мы пропускаем через фильтр наших убеждений; мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотим его видеть. Поэтому если вы не можете изменить ситуацию, в которой вы оказались, нужно изменить свое к ней отношение, тогда и ваши эмоции изменятся.
3 – “физиологический способ”. Так как эмоции сопровождаются физиологическими изменениями: учащается пульс и дыхание, повышается артериальное давление, расширяются зрачки и т.п., ученые предположили, что если эмоция изменило состояние организма, то управление организмом может изменить эмоции. В данном случае, человеку, который волнуется рекомендуют глубоко дышать, а человеку испытывающему гнев, сильно сжимать и разжимать кулаки.
4 - “отрезать (отрубить) и отбросить”. Этот способ пригоден для работы с любыми негативными мыслями (“у меня опять ничего не выйдет...”, “все это без толку” и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно “отрежьте ее и отбросьте”, сделав для этого резкий, “отрезающий” жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли, позитивную. Все встанет на свои места. [1]
5 - “Лейбл или Ярлык”
Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Понаблюдайте за ней со стороны. Что она хочет? Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: “Это всего лишь негативная мысль!” [1]
Памятка тем кого трогает судьба подростка с суицидальными наклонностями