Живите с детьми школьной жизнью. Интересуйтесь успехами и неудачами.
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ»
Каждый родитель мечтает увидеть, что его ребенок вырастет добрым, надежным, воспитанным и просто очень хорошим человеком.
А еще каждый желает видеть своего ребенка успешным!
Что это значит? Это сильный, волевой человек – который умеет совладать с собой, кто научился контролировать свои эмоции, импульсы и желания, преодолевать лень, боль и собственную слабость. Кто смог подчинить их своей воле.
А ставить преграды своим желаниям и импульсам, развивать силу воли, которая затем помогает бороться с ленью, он научается в детстве. Посредством своих родителей.
В процессе воспитания ребенка очень важно приучить его к слову «нет», к тому, что некоторые вещи делать нельзя. При этом необходимо не просто запретить, а добиться правильного понимания маленьким человеком причин, по которым «нельзя».
Когда ребенку с самого раннего возраста не говорят слово «нет»,- дети становятся импульсивными, неуправляемыми. Эмоции у них, как правило, примитивные и незрелые, они бегут от любого сложного дела, требующего усилий. Иначе говоря, они слабы и инфантильны, и никогда сильными личностями не станут.
Сначала они — родители - говорят «нет» желанию ребенка весь день смотреть мультики. Сначала они учат ребенка преодолевать лень, говоря ребенку, что НАДО убрать игрушки. А потом все эти «нельзя» и «надо» овнутряются. У ребенка формируется психический механизм саморегуляции — базовый для начала формирования воли. Позже, когда ребенок становится старше, при активной помощи родителей, он может использовать саморегуляцию для развития волевых качеств. Саморегуляция поможет ему научиться преодолевать трудности: настойчиво попытаться понять трудную математическую задачу, не поддаваясь лени и унынию из-за того, что она такая сложная. Учась преодолевать усталость и боль, он сможет стать сильным и ловким, выигрывать в спортивных состязаниях.
Сталкиваясь с таким неприятным открытием, что не все его желания будут исполняться, он научится размышлять, он научится перерабатывать примитивные неприятные эмоции в сложные и тонкие.
А это залог развития ТВОРЧЕСКОГО мышления. Также он станет понимать, что кроме него самого и его желаний есть другие люди и их желания. Что иногда надо отказаться от своих желаний ради другого.
Эти переживания способствуют развитию таких качеств, как СОВЕСТЬ.
И только тогда, когда появились все эти качества - воля, совесть, умение размышлять - а также достаточно сформированный культурный и интеллектуальный багаж, можно уже прививать ребенку желание критически мыслить. Обычно все эти вещи обретают некоторую оформленность (хотя и далеко не полную, конечно) в подростковом возрасте.
Логично, согласитесь? Да и вполне соответствует законам психического развития. Достигая подросткового возраста, дети сами начинают вовсю спорить с родителями. Их даже не надо этому учить. Правда, принимая во внимание, что подростки все еще в большой степени эмоционально незрелы и неопытны, важно уметь и им в соответствующих ситуациях нужно говорить то самое «нет».
Категории запретов в воспитании ребенка
Возьмите все основные действия своего ребенка и разбейте их на 4-е основные категории между «можно – нельзя» по следующим признакам:
Можно. Сюда запишите все те действия ребенка, которые он может делать сам, не спрашивая дополнительного разрешения у вас – родителей. У малышей этих действий будет не много. У более старших детей это количество увеличится, но незначительно. В любом возрасте категория «Можно» не будет особо большой. Да, наполнить эту категорию будет достаточно сложно, но она обязательно должна быть. Без неё не будет ни дисциплины, ни самостоятельности;
Можно, но… (далее идет условие). Эта категория будет, скорее всего, самой большой. Здесь должны находится те действия, которые можно делать ребенку, но с определенным условием. Примеры: «Приводи в гости кого захочешь, но играть вы должны тихо», «Во дворе ты может играть как умеешь, то только до 9-ти часов», «Уроки можешь делать, когда угодно, но к школе должен быть полностью готов» и т.д. Со временем какие-то действия из этой категории могут переходить в первую категорию «Можно». Это будет означать лишь то, что ребенок повзрослел. Но могут перейти и в следующую. В этом случае ребенок еще будет не готов к предоставляемой ему свободе;
Нельзя, но если тебе очень сильно хочется… Эта группа означает запрет на действия / поступки, но не категорический. Примеры: «Ложиться спать позже 22:00 нельзя, но в Новый Год делается исключение», «Рвать цветы на клумбе перед домом нельзя, но к 8-му Марта можно немного и аккуратно срезать». Суть действий в этой категории – они под запретом, но в некоторых случаях делаются исключения;
Нельзя, и точка! В этой категории должны находится действия / поступки ребенка, на которые распространяется категорический, безусловный запрет. Это и переход дороги на красный, и игры с огнем, и насилие над кошкой путем привязывания к её хвосту банки и т.д. Продолжать можно долго, и вы сможете сделать это без нас. Но будьте тут осторожны. Не стоит в эту категорию записывать слишком много всего. Под строжайшим запретом должны находиться те действия, которые реально опасны для здоровья ребенка, для его жизни и жизни окружающих. Если вы подумали и реальной угрозы нет, то может что-то стоит перенести в категорию «Нельзя, но если тебе очень сильно хочется…»?
Итак, зачем все эти категории? Сделав такое разделение, вы заложите основы дисциплины. Вы четко обозначите границы, в пределах которых ребенок будет себя чувствовать уверенно. Дело в том, что большинство капризов и даже истерик происходит из-за того, что таким образом ребенок старается просто нащупать границы того, что ему можно.
Если в этом процессе ребенок наткнется на изворотливость своих родителей, на их мягкость, на страх обидеть, расстроить своё сокровище, а не на границы, то он просто останется в вакууме. Он будет лишен опоры и вместо благодарности вам он будет испытывать чувство пренебрежения и даже агрессии. Каким странным бы не показалось правило, но ощущение защищенности дают только разумные ограничения. Куда мы бежим, чтобы спрятаться от бурь и ненастий? Туда, где ограничено наше пространство – за стены, под крышу, но не в свободное поле. Вам нужно только правильно, мудро выстраивать эти стены для своего ребенка, чтобы потом, когда уже поздно, не мучиться.