Нормативные правовые документы и программно-планирующая документация
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – очень сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Общие положения
1.1. Классный руководитель назначается и освобождается директором школы.
1.2. Работу классного руководителя координирует заместитель директора по воспитательной работе школы.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о классном руководителе класса, утверждённым директором школы по согласованию с профсоюзной организацией, а также настоящими функциональными обязанностями классного руководителя, утверждёнными приказом директора школы.
1.4. Классный руководитель в процессе организации воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками школы, медицинским работником, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся.
1.5. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с обучающимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения обучающихся, социально-педагогическая работа с родителями.
II. Функции
2.1. Работа по обеспечению здоровьесберегающих и безопасных условий воспитательного пространства
Классный руководитель:
ежедневно до начала занятий, а также в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасного поведения;
в случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению, сообщив об этом дежурному администратору;
организует в учебном кабинете безопасное состояние помещения (мебели, электропроводки, осветительных приборов, наглядности и т.п.);
выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
при проведении любых массовых мероприятий, экскурсий, походов, общественно-полезных работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных мероприятий;
сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса в учебное и внеучебное время;
осуществляет надлежащий надзор за учащимися с целью недопущения совершения действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, другим учащимся или работникам школы, а также ущерб школьному имуществу;
способствует сохранению конструктивных взаимоотношений в коллективе учащихся, а также обеспечению психологически безопасной образовательной среды;
не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
следит за выполнением медицинских рекомендаций, указанных в справках о состоянии здоровья и своевременным их обновлением;
организует питание учащихся в столовой в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177.
2.2. Организация образовательного процесса
Классный руководитель:
занимается воспитанием учащихся, формированием у них общей культуры, содействует позитивной социализации обучающихся;
защищает права ребёнка, организовывает выполнение учащимися Устава школы;
осуществляет контроль за успеваемостью и посещением учащимися учебных занятий;
ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники учащихся в конце каждой недели, следит за правильностью записей в нем, отмечает количество пропущенных учебных занятий;
сотрудничает с учителями-предметниками, педагогом социальным, педагогом-психологом, способствует созданию психологически комфортных условий пребывания учащегося в школе;
проводит индивидуальную работу с учащимися класса и их законными представителями по повышению мотивации к обучению и успеваемости;
планирует и организует воспитательную работу с учащимися класса с учетом специфики контингента учащихся школы и особенностями классного коллектива, плана работы школы на текущий учебный год;
организует досуг учащихся в каникулярное время;
участвует в организации летнего оздоровления учащихся в школьных и профильных лагерях;
посещает все инструктивно-методические совещания, в случае своего отсутствия на них (независимо от причины) обязан сообщить об этом заранее, узнать содержание прошедших совещаний, а также выполнить в срок все указания, полученные на этих совещаниях.
2.3. Организация самоуправления в классе
Классный руководитель:
организует в начале учебного года выборы актива класса, распределение поручений для учащихся, координирует их деятельность;
оказывает педагогическую помощь в организации и работе ученического самоуправления, первичных организаций БРПО, БРСМ и других ДиМОО.
выявляет интересы учащихся, вовлекая их в социально значимую деятельность.
2.4. Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
организует дежурство учащихся, привлекает их к уборке класса, школы, пришкольной территории, к работе в трудовых бригадах, другим трудовым акциям;
организует ученический коллектив для проведения общешкольных мероприятий трудовой и общественно полезной направленности.
2.5. Индивидуальная работа с учащимися
Классный руководитель обязан:
систематически анализировать состояние успеваемости и динамику становления личности учащихся;
вовлекать в воспитательную работу педагогов, работающих в классе, законных представителей (родителей) учащихся;
вести журнал классного руководителя с целью систематизации, анализа и своевременной педагогической коррекции ситуации развития учащихся;
фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию;
оказывать педагогическую поддержку учащимся, требующим особого педагогического внимания (категории учета: ВШК, ИДН, СОП, НГЗ);
осуществлять работу по педагогическому сопровождению учащихся, находящихся в социально опасном положении (реализация мероприятий плана защиты прав и законных интересов);
создавать индивидуальные планы работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, при тесном взаимодействии с их законными представителями (родителями) и вести учет воспитательной работы с ними.
2.6. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
Классный руководитель:
систематически проводит педагогическую диагностику развития учащихся и классного коллектива (уровень воспитанности, социометрия, референтометрия и др.);
составляет педагогическую характеристику и ведет индивидуальный учет воспитательной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания (категория учета внутришкольного контроля);
изучает семьи учащихся (педагогическая оценка условий жизни и воспитания учащегося), планирует воспитательную работу с семьями социального риска;
изучает социальное окружение учащихся, требующих особого педагогического внимания (наличие референтной группы, характер взаимоотношений и социальный статус);
создает социальный паспорт класса;
определяет эффективные формы и методы работы с классом, способствующие формированию и развитию коллектива;
привлекает педагога-психолога для углубленной психологической диагностики и коррекции личностных и поведенческих нарушений учащихся;
привлекает педагога социального для социально-педагогической диагностики и социально-педагогической реабилитации учащихся;
привлекает педагога социального к выбору форм и методов педагогической коррекции и оказанию помощи семье в рамках защиты пав и законных интересов несовершеннолетнего.
2.7. Работа с семьей
Классный руководитель:
отслеживает актуальность информации о семьях учащихся;
посещает учащихся класса на дому, осуществляет тематические рейды «Подросток», «Семья», «Досуг», «Семья без насилия» и др., изучает условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
выявляет неблагополучные семьи, семьи с признаками ненадлежащего воспитания и содержания детей;
осуществляет контроль за учащимися из семей социального риска, планирует более частые их посещения в целях оказания помощи, а также профилактики правонарушений учащихся, профилактики их социально опасного положения;
привлекает законных представителей (родителей) к активному участию в жизни класса и школы: коллективной трудовой деятельности, участию в подходах, экскурсиях, спортивных и других мероприятиях;
проводит плановые и внеплановые (по необходимости) родительские собрания и заседания родительского комитета, дни открытых дверей для родителей, обобщает и пропагандирует положительный опыт семейного воспитания, проводит мероприятия с участием законных представителей несовершеннолетних.
2.8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
обеспечивает организацию свободного времени учащихся в шестой школьный день;
планирует и обеспечивает качественное проведение мероприятий с классом в шестой школьный день;
ведет учет посещаемости учащимися класса мероприятий шестого школьного дня;
взаимодействует с семьей по привлечению законных представителей учащихся в организацию мероприятий шестого школьного дня;
предоставляет отчет с приложением фотографий о проведении с классом мероприятий шестого школьного дня.
III. Права
3.1. Классный руководитель имеет право:
на защиту профессиональной чести и достоинства;
на повышение своего профессионального уровня;
на участие в конкурсах педагогических работников, осуществляющих воспитательную практику;
на получение со стороны руководителя школы, его заместителей, организационной, методической помощи по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
на получение информации о состоянии психофизического здоровья учащихся класса;
выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
разрабатывать (совместно с социально-педагогической и психологической службой, медицинским работником) программы индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями (родителями);
выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной работы в классе на основе интересов государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
приглашать законных представителей (родителей) в школу;
участвовать в обсуждении вопросов о принятии решений, касающихся жизнедеятельности учащихся класса;
выносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, Совета учреждения образования, педагогического совета и методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3.2. Классный руководитель не имеет право:
унижать личные достоинства учащегося, оскорблять его словом и действием;
использовать отметку по учебному предмету для наказания ученика;
злоупотреблять доверием учащегося, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания учащегося;
обсуждать за глазами своих коллег, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
IV. Ответственность
4.1. Классный руководитель несет ответственность:
за жизнь и здоровье учащихся класса во время проведения им воспитательных мероприятий;
за регулярное проведение с учащимися класса занятий по обучению правилам безопасного поведения;
за своевременное выявление угроз здоровью и жизни учащихся класса, выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении;
за эффективность использования выбранных форм и методов воспитательной работы;
за состояние документации, отражающей ход и результативность воспитательной работы (классный журнал, дневники, личные дела учащихся) и документацию, требуемую администрацией школы (справки, отчеты, планы, карты изучения личности учащегося, формы отчетности индивидуальной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания);
за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности (педагогического работника) в соответствии с трудовым законодательством и законом Республики Беларусь.
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
рекомендации по составлению характеристики класса:
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива
Структура написания
анализа воспитательной работы в классе
20__/__ уч. г.
Введение. Обоснование деятельности за отчетный период:
Основная часть. Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:
Заключение. Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.
свернутьКлассный журнал.
— План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).
— Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).
— Дневники учащихся.
— Личная карточка учащегося.
свернуть