Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Главная характеристика эмоционального компонента - переживания школьников в процессе учебной деятельности и их эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
Положительные эмоции могут быть связаны:
Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения.
Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.
В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.
В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся
переходите к трудным и, наконец, к лёгким;
Приемы мотивации на уроке
Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно- познавательных мотивов, основывающеся на трёх факторах:
свернуть
Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень. Положительное отношение к школе. Учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация. Ученики
посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Однако уровень учебной мотивации не может быть постоянным.
Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы:
свернуть
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.
Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении
учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Факторы, определяющие учебную мотивацию:
- образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность;
- организация образовательного
процесса;
- субъектные особенности обучающегося;
- субъектные особенности педагога;
- специфика учебного предмета.
Первая классификация мотивов:
познавательные мотивы
социальные мотивы
Вторая классификация мотивов:
внутренние - мотивы, стимулирующие процесс учения, не связанные с ней напрямую:
внешние - мотивы непосредственно связанные с учебной деятельностью:
Третья классификация:
свернуть