Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями
Общие рекомендации.
Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учащихся может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учащимися (стратегии).
Введите учащихся в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учащихся о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
Необходимо научить учащихся правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все учащиеся должны чувствовать себя абсолютно свободно.
Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
Не забывайте правило: «Повторение – мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
Дайте учащемуся только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
Разрешайте учащимся пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
Хвалите учащихся за их хорошее поведение.
Самое главное – не упустить случая похвалить учащегося и повысить в нем чувство собственного достоинства.
Основные условия, которые обязательны для каждого педагога, работающего с детьми с ОПФР:
Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании учащегося с особенностями психофизического развития:
Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
Чаще использовать развёрнутую оценку работы учащегося, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учащихся.
Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
Оценка учащимся с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы учащегося, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок.
Значительно важнее нормативной оценки создание для учащегося с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия.
Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается.
Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче!
свернуть