Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вишневская средняя школа
Единый день информирования
15 февраля 2024 год
Тематика Единого дня информирования
Выборы депутатов 2024: аргументы и факты
Об итогах социально-экономического развития Гродненской области за январь – декабрь 2023 года
Антитеррористическая безопасность и профилактика экстремизма
Неосторожное курение. Тонкий лед. Палы сухой растительности
свернуть
«Антитеррористическая безопасность и профилактика экстремизма»
Материал подготовлен
Управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области
В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности любого государства. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и задача каждого гражданина
Антитеррористическая безопасность – это меры воздействия, которые могут предотвратить трагедию и защитить мирное население от противоправных действий третьих лиц.
Экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:
- насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
- захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
- создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
- содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
- распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
- оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
- создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
- осуществления террористической деятельности;
- разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;
- организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
- совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
- реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
- воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;
- финансирования экстремистской деятельности;
- публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;
Существует понятие экстремистских материалов - это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
С развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия право охранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.
Территориальными следственными подразделениями Гродненской области в период с августа 2020 года по настоящее время окончено производство передачей прокурору для направления в суд порядка 457 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 499 обвиняемых по 1608 преступным эпизодам преступной деятельности.
Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:
- статьям 188, 369, 391 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления и правосудия, как правило, связанные с клеветой и оскорблениями должностных лиц государственных органов, санкции статей предусматривают наказание до 3 лет лишения свободы;
- статьям 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам оскорблений и клеветы в адрес Президента Республики Беларусь, санкции статей предусматривают наказание до 6 и 5 лет лишения свободы соответственно;
- статьям 364, 366, 389 Уголовного кодекса Республики Беларусь насилия либо угрозы применения насилия в отношении сотрудников органов внутренних дел либо их близких, должностных лиц, судей, санкции статей предусматривают наказание до 7, 8 и 3 лет лишения свободы соответственно;
- статье 203-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам незаконных действий в отношении информации о частной жизни и персональных данных представителей власти и должностных лиц, санкция статьи предусматривает наказание 5 лет лишения свободы;
- статье 341 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам осквернения сооружений и порчи имущества, санкция статьи предусматривает наказание до 3 лишения свободы;
- статьям 293, 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающим ответственность за организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, массовых беспорядков и участие в таковых, санкции статей предусматривают наказание до 15 и 4 лет лишения свободы соответственно;
- статье 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) У головного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы;
Следует отметить, что уголовным законом Республики Беларусь криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.
Так, согласно статье 361-1 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.
Статья 361-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.
Ранее ответственность предусматривалась лишь за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 8 лет лишения свободы со штрафом.
В последнее время фиксируются попытки отдельных граждан Республики Беларусь принять участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, либо подготовки к таким действиям, что является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 361-3 УК. Размер наказания за подобные действия законодательно предусмотрен на срок до 5 лет, а за вербовку либо обучение указанной категории лиц с целью совершения отмеченных деяний – до 10 лет лишения свободы.
Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 361-4 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий - до 7 лет лишения свободы.
В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 361-5 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.
Примечательно, что в случае своевременного сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления, государственным органам, а равно иным образом способствовавшее выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности, ее финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.
Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.
Так, согласно ст.5 Уголовного кодекса преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории. То есть, если потребителями размещаемых противоправных публикаций являлись граждане Республики Беларусь, находящиеся на ее территории, следует полагать, что и преступление окончено на территории Республики Беларусь.
Следует отметить, что территориальными подразделениями Следственного комитета во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП - экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.
Сегодня сотрудники правоохранительных органов имеют возможность оперативно и качественно реагировать на вызовы и угрозы деструктивно настроенных граждан. Грамотные и профессиональные действия сотрудников ОВД, Следственного комитета и иных правоохранительных структур, современные методики расследования и раскрытия преступлений, имеющийся правовой и технический инструментарий позволяют устанавливать и привлекать к ответственности лиц, причастных к совершению подобных преступлений.
свернуть