Инклюзивное образование

Инклюзия (от inclusion — включение) представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных решений для этого.

Памятка для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития

развернуть

Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями

Общие рекомендации.

Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учащихся может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

Тактика поведения с учащимися (стратегии).

Введите учащихся в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.

Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учащихся о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.

У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

Необходимо научить учащихся правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все учащиеся должны чувствовать себя абсолютно свободно.

Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.

Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.

Не забывайте правило: «Повторение – мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.

Дайте учащемуся только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.

Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.

Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.

Разрешайте учащимся пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.

Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.

Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.

Хвалите учащихся за их хорошее поведение.

Самое главное – не упустить случая похвалить учащегося и повысить в нем чувство собственного достоинства.

 

Основные условия, которые обязательны для каждого педагога, работающего с детьми с ОПФР:

Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;

Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

Помни: максимум поощрения, минимум наказания;

Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;

Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;

Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;

Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;

Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;

Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;

Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

 

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;

Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)

Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

 

Психолого-педагогические рекомендации

по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

При оценивании учащегося с особенностями психофизического развития:

Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;

Чаще использовать развёрнутую оценку работы учащегося, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.

Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учащихся.

Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

Оценка учащимся с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы учащегося, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок.

Значительно важнее нормативной оценки создание для учащегося с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия.

Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается.

Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче!

свернуть

Профориентация детей с особенностями психофизического развития

развернуть

Профориентация детей с особенностями психофизического развития

   

Организации профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития, является весьма сложным и неоднозначным, т. к. при его решении необходимо учитывать: категорию обучающихся, выраженность имеющихся у них нарушений и связанных с ними ограничений на выбор профессии, возраст, особенности организации образования (в учреждениях специального образования, в классах интегрированного обучения и воспитания) и содержания образования, влияние на учащегося различных социальных факторов, в т. ч. позиции сверстников и родителей.

   Специфика методики профориентационной работы с учащимися с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с легкой интеллектуальной недостаточностью подросткового и юношеского возраста

    Данный вопрос является весьма сложным и неоднозначным, т. к. при его решении необходимо учитывать: категорию обучающихся, выраженность имеющихся у них нарушений и связанных с ними ограничений на выбор профессии, возраст, особенности организации образования (в учреждениях специального образования, в классах интегрированного обучения и воспитания) и содержания образования, влияние на учащегося различных социальных факторов, в т. ч. позиции сверстников и родителей. Например, применительно к учащимся, получающим цензовое образование, наиболее специфичной представляется работа, связанная с выбором продолжения образования по завершении обучения на  II ступени общего среднего образования. В частности, одним из мотивов поступления в X (XI) класс учреждения общего среднего образования часто является подготовка к продолжению образования на уровне высшего образования не столько с учетом конкретных профессиональных интересов и способностей, сколько с ориентиром на его престижность. Такая позиция далеко не всегда может быть верной, но ее корректировка требует индивидуализации проводимой профориентационной работы как с обучающимся, так и с его родителями.

      Наиболее специфичной является методика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Большой объем трудового обучения (как минимум по 6 часов в неделю в классах интегрированного обучения и воспитания и до 10 часов в неделю в X классе первого отделения вспомогательной школы) позволяет не только расширять трудовой опыт учащихся, но и формировать у них умения объективно оценивать свои достижения, определять конкретные затруднения, испытываемые в процессе трудового обучения, объективно оценивать возможности в овладении новыми знаниями, технологическими операциями и видами работ. Это крайне важно для воспитания у учащихся адекватных запросов на овладение профессией, которое предполагает формирование умения сопоставлять свои реальные возможности с требованиями к профессиональным знаниям и умениям. Однако решение данных задач происходит не автоматически как результат лишь увеличения объема трудового обучения. Ему необходимо придавать соответствующую воспитательную направленность, организуя соответствующую аналитическую деятельность учащихся.

       Специфичной является организация не только трудового обучения (с учетом его объема, содержания и условий образовательной интеграции), представленная в методической литературе, но также организации деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во внеучебное время. Любое внеклассное мероприятия (в особенности в условиях образовательной интеграции) требует проведения с ними предварительной подготовительной работы. Ее содержание состоит в предварительном ознакомлении с объектом изучения  и предполагающейся профессиональной информации, которая при проведении основной части мероприятия (беседы, встречи, производственной экскурсии) будет общей для всех учащихся класса.

    На занятиях кружков, в процессе подготовки профессиональных недель, оформления выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях учащиеся с интеллектуальной недостаточностью выполняют задания, содержание которых определяется с учетом их интересов и возможностей.

Работа с родителями учащихся с особенностями психофизического развития по вопросам профессиональной ориентации.

  Рекомендации о выборе профессионального пути вырабатываются специалистами и согласуются с родителями либо лицами их заменяющими. Целенаправленная работа с  родителями является условием решения задач подготовки к профессиональному самоопределению всех категорий учащихся с особенностями психофизического развития, т. к. именно позиция родителей зачастую оказывается решающей. При этом позицию родителей нужно тактично и ненавязчиво уточнить изначально, чтобы при необходимости скорректировать. Например, отдельные родители получающих специальное образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут заблуждаться относительно перспектив продолжения их образования. Обязательным требованием к работы с такими родителями является соблюдение корректности и деликатности.

     Не отрицая возможности использования групповых форм работы с родителями, акцент все же необходимо делать на индивидуальной работе, т. к. рекомендации о выборе профессии всегда носят индивидуальный характер.

   Вопрос профориентационной работы с учащимися с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с легкой интеллектуальной недостаточностью подросткового и юношеского возраста является весьма сложным и неоднозначным, т. к. при его решении необходимо учитывать: категорию обучающихся, выраженность имеющихся у них нарушений и связанных с ними ограничений на выбор профессии, возраст, особенности организации образования (в учреждениях специального образования, в классах интегрированного обучения и воспитания) и содержания образования, влияние на учащегося различных социальных факторов, в т. ч. позиции сверстников и родителей.

     Специалисты нашего учреждения образования предлагают в помощь педагогам, родителям и учащимся материалы и информацию, которая, мы надеемся, поможет вам сделать правильный выбор.

Организация и содержание профессиональной ориентации учащихся с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) на II ступени общего среднего образования

 

Организация и содержание профессиональной ориентации учащихся с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на III ступени общего среднего образования

 

Организация и содержание профессиональной ориентации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в VI–VIII классах

 

Учреждениях профессионально-технического образования Минской области, осуществляющие обучение лиц с  интеллектуальной недостаточностью

№ пп Название учебного заведения Наименование учебной специальности, единичной квалификации 

Уровень образования поступающих: образовательная программа специального              образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение                    

1

УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»
2 УО «Вилейский государственный колледж»

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»
3

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

«технология швейного производства: швея»;

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
4 УО «Копыльский государственный  колледж»

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
5 УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей» «производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
6

УО «Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
7

ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей"

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»;

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
8 УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

9 УО «Молодечненский государственный колледж»

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

 

свернуть

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

развернуть

   Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

       В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые (педагоги, чиновники, родители), создаём негативные  условия для  детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

  Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

        Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

  • Каждый имеет право на образование.
  • Все дети могут учиться.
  • Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
  • Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
  • Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
  • Различия естественны, ценны и обогащают общество.
  • Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.  

 

    Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

 •       каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 

 •       физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 

 •       весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует не дискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

      В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса.    Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования. Больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Для сравнения: в европейских странах в таких школах находится 3-4% детей, большинство из которых имеют тяжелейшие нарушения здоровья и развития. Другие категории детей-инвалидов учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.

      Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).

Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели.  

     Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.

      Еще одна проблема, затрудняющая внедрение инклюзивных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Инклюзия требует подготовки соответствующих специалистов. Профессиональная подготовка педагогов на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.

     Таким образом, для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. 

свернуть

7 мультфильмов с глубокой идеей, которые научат ребенка толерантности

развернуть

7 мультфильмов с глубокой идеей, которые научат ребенка толерантности

Очень важно научить ребенка с детства не осуждать и не бояться «особенных детей», уметь сочувствовать, быть толерантными. Поговорить с малышом о важном помогут добрые мультфильмы, в которых заложена глубокая идея. west-info.eu Эти короткометражные анимационные фильмы стоит посмотреть каждому человеку, не зависимо от его возраста, национальности и жизненной позиции. Смысл каждого мультфильма надо осознать и просто сделать для себя выводы.

«АККУРАТНАЯ ИСТОРИЯ» 2014, Россия

Российский фонд «Дети БЭЛА» ко Дню редких заболеваний выпустил короткометражку о мальчике Никите, который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с целым рядом проблем.

 https://youtu.be/mFN4pLhxPWA

 

«ПОДАРОК» 2015, Германия

Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную.

ссылка https://www.youtube.com/watch?v=dEO6Fmd_8iw&t=16s

 

«ПРО ДИМУ» 2016, Россия

Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похожего на ее друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы.

ссылка https://youtu.be/Nx4iFNfjqN0

 

«СТРУНЫ» 2014, Испания

Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым.

ссылка https://youtu.be/QUhmfeR9OZc

 

«ТАМАРА» 2013, США

Этот трогательный короткометражный мультфильм расскажет про девочку Тамару, которая мечтает стать танцовщицей. Она танцует под звуки музыкальной шкатулки, не замечая ничего вокруг. Но почему так расстроена мама, когда видит это? Оказывается, Тамара не слышит музыку — она глухая.

 ссылка https://youtu.be/B4frsp-rR6c

 

«СЕКРЕТ МАЭЛА» 2014, Франция

Создатели этого мультфильма хотели объяснить не только детям, но и взрослым тему отношения к людям, страдающим синдромом Ангельмана. Чтоб оценить тонкость данного фильма, его следует посмотреть несколько раз.

ссылка https://youtu.be/d2sECQDAZG4

 

«МОЙ БРАТИК С ЛУНЫ» 2007, Франция

Этот замечательный анимационный фильм создал Фредерик Филибер, родитель аутичного мальчика.

ссылка https://youtu.be/yGl4uAtVNl0

свернуть