Рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний

Активная оценка: от планирования до реализации

развернуть

 

Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им;  видеть свои ошибки работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.

Активная  оценка  способствует:

  • мотивации к обучению;
  • повышению результативности обучения;
  • формированию ключевых компетенций: учить учиться;
  • образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
  • формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.

 

Обратная связь

  • создает возможности для отслеживания процесса обучения школьников, поскольку задает для этого соответствующий инструментарий
  • обеспечивает качественное планирование
  • оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим фактором
  • позволяет формировать конструктивные рекомендации по коррекции их деятельности

 

Правила  организации  обучения  с  АО:

  • При планировании урока

 всегда определять  критерии оценки его результативности

  • всегда знакомить учеников с этими критериями  
  • всегда определять  критерии оценки его результативности
  • давать  ученикам возможность обратной связи
  • учить  учеников ответственности за их обучение  
  • предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки.
  • оценивать работу учеников только после их самооценки
  • давать учащимся возможность улучшить свою работу и показывать , как это можно сделать.
  • верить в возможности учеников и демонстрировать  им свои надежды , что они могут достичь большего .
  • сообщать родителям о прогрессе их ребенка , вооружать  их критериями оценки .
  • создавать атмосферу сотрудничества , а не соревнования

 

 

Элементы активной оценки:

  • Цели урока.
  • Критерии достижения цели.
  • Ключевой вопрос.
  • Техника постановки вопросов.
  • Самооценка.
  • Взаимооценка.
  • Обратная связь.

 

Ключевой вопрос:

  • пробуждает любознательность и интерес к теме;
  • поощряет мыслительную деятельность;
  • привлекает внимание и ставит вызов;
  • способствует усвоению материала;
  • тесно связан с целью урока или серии уроков;
  • направлен на реализацию целей урока.

 

Техники  самооценки:

Светофор

Учащиеся  обозначают  выполненное  задание  зеленым, желтым  или красным  цветом (хорошо,  частично  или  плохо).

Техника  итоговых  предложений:

  • Сегодня на  уроке  я узнал, что...   Я хотел  бы  запомнить...
  • Для меня было  трудным...   Меня  удивило…  и  т. д.

Техника”Да-нет”:

После  ознакомления  с  темой  урока  и  материалом по ней,учитель  просит поднять руки  тех учащихся, кто понял материал  по  теме.  Учитель может быстро определить, надо ли объяснять материал еще раз или нет.

Техника  трёх вопросов:

Перед изучением новой  темы  учитель задает вопросы:

  1. Что я знаю по этой  теме?
  2. Что хочу узнать?

В конце урока  вопрос  “Чему я научился?”

Обратная информация содержит три обязательных элемента:

  • положительные аспекты работы ученика;
  • то, что требует исправления (улучшения);
  • информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.

Планирование организации учебного занятия с применением активной оценки имеет свои особенности:

  • определять критерии оценки результативности;
  • знакомить обучающихся с этими критериями;
  • реализовывать возможность обратной связи;
  • учить детей ответственности за их обучение;
  • предоставлять возможности оценки и самооценки;
  • оценивать работу учеников только после их самооценки;
  • давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать;
  • верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;
  • сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки;
  • создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний

развернуть

Рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний

 

  • Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.
  • Учитель заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
  • Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
  • Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.
  • Оценка обязательно комментируется.
  • Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.
  • Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
  • Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной  оценки с целью наказания .
  • Необходимо обучать учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
  • Проверяйте регулярно рабочие тетради.
  • Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
  • Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы.
  • Продумывайте формы опроса заранее.
  • Важно поурочное оценивание!
  • Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.
  • Ожидание опроса и сам опрос – ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
  • Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
  • Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
  • Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
  • Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

 

свернуть