Формирование учебной мотивации

Эмоциональный компонент мотивации учения

развернуть

Главная характеристика эмоционального компонента - переживания школьников в процессе учебной деятельности и их эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

Положительные эмоции могут быть связаны:

  • со школой в целом и с пребыванием в ней;
  • с взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними;
  • участием в жизни классного и школьного коллектива;
  • с осознанием своих потенциальных   возможностей     в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей;
  • эмоции от положительных результатов своего ученического труда;
  • эмоции удовлетворения  от      справедливо        поставленной отметки;
  • положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом;
  • эмоции при освоении приемами самостоятельного добывания знаний.

Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта     в     процессе     учения.

Наличие      такой      атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.

В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:

  • быть признанным;
  • самостоятельно достигать успеха;
  • принадлежать к общности, к коллективу;
  • самореализация своего «Я»;
  • видеть в учителе друга, союзника и помощника.
свернуть

Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся

развернуть

Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся

 

  • новизна учебного материала;
  • использование нестандартных форм обучения;
  • создание положительного микроклимата в классе;
  • доверие к учащемуся;
  • создание ситуации успеха;
  • проблемное обучение;
  • тестирование знаний, умений;
  • взаимообучение в парах;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • разделите содержание обучения на      легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содержания средней трудности, затем

переходите к трудным и, наконец, к лёгким;

  • попробуйте дополнить изучаемое  содержание своими рисунками, примечаниями;
  • скажите себе приятные слова, выполнив задание;
  • по интересующим    вас    темам         читайте      дополнительную литературу;
  • чтобы знания        были прочными, повторяйте основное содержание.

 

Приемы мотивации на уроке

  • эффект загадки;
  • противоречия, сомнения;
  • реальные препятствия и принятие «вызова»;
  • обсуждение вопросов, волнующих учеников;
  • возможность высказать свою точку зрения.

Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно- познавательных мотивов, основывающеся на трёх факторах:

  1. Способности, задатки ребёнка.
  2. Субъект (воля и       эмоции       ребёнка,     преодоление        своих неспособностей).
  3. Среда (которая     подаёт        пример,      образец,        заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

 

свернуть

Уровни учебной мотивации

развернуть

Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень. Положительное отношение к школе. Учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится

ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация. Ученики

посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Однако уровень учебной мотивации не может быть постоянным.

Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы:

  • у подростков наблюдается «гормональный взрыв»;
  • отношение ученика к учителю;
  • отношение учителя к ученику;
  • личная значимость предмета;
  • умственное развитие ученика;
  • продуктивность учебной деятельности;

 

свернуть

Понятие мотивации и виды мотивов

развернуть

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.

      Мотив - побуждение к достижению цели.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

      Мотивационная сфера учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

     Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении

учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Факторы, определяющие учебную мотивацию:

- образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность;

- организация   образовательного

процесса;

- субъектные особенности обучающегося;

- субъектные особенности педагога;

- специфика учебного предмета.

Первая классификация мотивов:

познавательные мотивы

  • направленность на     изучение материала по предмету;
  • процесс познания;
  • приёмы приобретения знаний;
  • организация учебного труда;
  • самообразование.

социальные мотивы

  • направленность на     общение    с людьми;
  • отношения с другими людьми;
  • стремление занять определённое место среди сверстников;
  • заслужить авторитет;
  • осознавать, анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.

Вторая классификация мотивов:

внутренние        -        мотивы,     стимулирующие         процесс     учения,      не связанные с ней напрямую:

  • интерес к процессу деятельности;
  • интерес к результату деятельности;
  • стремление к саморазвитию, развитию своих способностей.

внешние    -        мотивы      непосредственно        связанные с        учебной деятельностью:

  • интерес к        процессу   решения    задачи,       к       поиску       способа решения, результату и т.д.

Третья классификация:

  • наличие в мотивации тенденции к достижению успеха;
  • наличие в мотивации тенденции к недопущению неудачи. Четвертая классификация мотивации:
  • профессионально-ценностные;
  • эстетические;
  • традиционно-исторические.

 

свернуть