Страничка дефектолога

Конспект индивидуального логопедического занятия с Олей Н. – 3 года 1 месяц, моторная алалия I уровень речевого развития, на подготовительном этапе

развернуть

Конспект индивидуального логопедического занятия с Олей Н. – 3 года 1 месяц, моторная алалия I уровень речевого развития, на подготовительном этапе

Тема: Осень

Задачи:

- формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний  (кап-кап);

- формировать умение выполнять простые односложные инструкции типа «Дай…», «Возьми…»;

- формировать умение различать слова желтый, красный.

 

Оборудование: наглядное пособие «Дерево», красные и желтые листья, мини-бассейн, лейка, предметная картинка «Осенний лес», раскраска.

 

Литература: Кузьмина, Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией/ Н.И Кузьмина, В.И. Рождественская – М., 1977. – С. 23 –  34

 

 

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуй, Оля! Сегодня мы отправимся с тобой в путешествие по осеннему лесу (логопед показывает предметную картинку с изображением  осеннего леса).

  1. II. Основная часть

2.1.  Упражнение «Шуршание листьев»

- Оля, это осеннее деревце (наглядное пособие), слышишь, как шуршат на нем листья «ш-ш-ш-ш-ш» (бумажные листочки на дереве дрожат). Давай вместе пошуршим (логопед   вместе с ребенком произносит звуковые сочетания)

Оля, как шуршат листья? (самостоятельное произнесение, если есть затруднения, логопед произносит звуковые сочетания вместе с ребенком)

 

2.2 Упражнения «Опавшие листья»

- Оля, посмотри, многие листья в нашем волшебном лесу опали с деревьев. (Около пособия лежат красные и желтые листья). Вот это красный листочек (логопед дает ребенку в руку красный лист), вот это желтый листочек (в другую руку дает желтый лист)

- Оля, дай мне желтый лист (если есть затруднения, логопед берет желтый лист и повторяет цвет и кладет возле себя), дай красный лист. Оля, возьми красный лист (логопед дает в руки), возьми желтый. (несколько раз повторяют)

 

 2.3. Физкультминутка

- Слушай внимательно и делай как я:

Ветер дует нам в лицо.  (помахать руками на лицо)  Закачалось деревцо.  (покачаться из стороны в сторону)  Ветер тише, тише, тише.  (присесть, помахать руками вверх-вниз)  Деревцо всё выше, выше.  (потянуться вверх) – 2 раза

 

2.4 Упражнение «Дождик»

(Логопед берет лейку с водой, подводит к мини-бассейну, около бассейна стоит деревце – наглядное пособие)

- Оля, смотри,  идет дождь -  кап-кап-кап-кап (логопед льет воду из лейки). Давай вместе покажем, как идет дождь (логопед   вместе с ребенком произносит звуковые сочетания).

- Оля, как идет дождь? (самостоятельное произнесение, если есть затруднения, логопед произносит звуковые сочетания вместе с ребенком)

 

2.5 Закрепление

- Оля, у меня есть картинка, посмотри на нее и вспомни, как шуршат листья на деревьях (если есть затруднения, логопед произносит звуковое сочетание вместе с ребенком). Смотри, на картинке нарисована тучка, скоро пойдет дождь. Как капает дождик? (кап-кап-кап-кап) С дерева уже опали листья, сейчас мы их раскрасим: Оля, дай желтый (логопед показывает на карандаши), возьми красный. Ты раскашиваешь листочек красным цветом, а я – желтым. (раскрашивают)

 

  • Итог занятия

Оля, мы сегодня с тобой путешествовали по волшебному лесу. Тебе понравилось?

 

 

 

свернуть

Конспект индивидуального занятия с Дарьей Б. ( 5 лет; стертая форма дизартрии, ОНР (II-III ур.р.р.)

развернуть

Конспект индивидуального занятия с Дарьей Б.  ( 5 лет; стертая форма дизартрии, ОНР (II-III  ур.р.р.)

Тема: Звуки «С-Ш». Посуда

Задачи:

 

  • Формировать умение дифференцировать согласные звуки «С-Ш» в словах;
  • Формировать умение образовывать относительные прилагательные;
  • Формировать умение согласовывать существительные с числительными в роде и падеже;
  • Закреплять умение воспроизводить стихотворные высказывания со звуками «С», «Ш» в разном темпе;
  • Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в словах;
  • Закреплять умение воспроизводить двусложные, трехсложные, четырехсложные слова со стечением согласных.

 

Оборудование: предметные картинки на тему «Посуда», кукла, картинки с изображением бегемота, змеи, наглядное пособие «Волшебные шнурки», наглядное пособие «Копилка».

 

Речевой материал: физкультминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

 

План занятия:

I.Организационный момент

  1. II. Основная часть

2.1 Дыхательные и голосовые упражнения

2.2 Артикуляционная гимнастика

2.3 Игра «Веселые шнурки»

2.4 Упражнение «Из чего сделана посуда?»

2.5 Определение последовательности и количества звуков в слове

2.6 Физкультминутка

2.7 Закрепление

III.Заключительная часть

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

-Здравствуй! К нам в гости сегодня пришла кукла Соня. Она хочет с нами поиграть.

 

  1. II. Основная часть
  2. 1 Дыхательные и голосовые упражнения

-Соня приготовила чай, но он слишком горячий (перед ребенком картинка с изображением чашки горячего чая). Давай поможем Соне остудить его. Носом делаем короткий вдох, выдох длинный, бесшумный, губы «трубочкой».

-У Сони есть сосед – Бегемот (картинка с изображением), он хочет спеть песенку, но простудился и теперь у него болит горлышко. Давай споем песенку за него. Смотри внимательно на меня, я буду показывать, что хочет спеть Бегемот, а ты будешь петь громко (логопед беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко пропевает).

- Это Змея (картинка с изображением) – подружка Сони. Посмотри, как она умеет делать (логопед тянет звук «с»). А ты умеешь так делать? Положи ручку на животик, сделай вдох, на выдохе протяни «с».

 

2.2 Артикуляционная гимнастика

-Соня живет в доме за ровным забором (упр-е «Заборчик»), давай покажем, какой он красивый.  Улыбнись, так чтобы были видны зубки. А теперь поставь верхние зубки на нижние. Молодец!

- Домик у Сони красивый, с круглыми окошечками (упр-е «Окошко»). Сегодня Соня замесила тесто и испекла блины (упр-е «Блинчик»). Открой ротик, а теперь улыбнись. Положи широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживай его, а я буду считать (1 до 5—10).  Блины горячие, их нужно остудить (упр-е «Подуй на блинчик»).  После обеда Соня пошла кататься с горки (упр-е «Горка»). Открой ротик, улыбнись. Широкий кончик языка упирается за нижними зубками, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Молодец!

- Произнеси звук «С». Где находиться твой язычок? Что делают губы, зубки? А теперь произнеси звук «Ш», где теперь находится твой язычок?

 

2.3 Игра «Веселые шнурки» (использование наглядного пособия для звуков «С», «Ш»)

- Посмотри, какую игру подготовила для тебя Соня (показ пособия ребенку). На этом поле живут два звука – «С» и «Ш». У каждого звука есть свой шнурок. Вот картинки, если в слове есть звук «С», картинку нанизываем на шнурок звука «С», если «Ш» - на шнурок звука «Ш».  Но сначала, назови картинку. (Картинки: стакан, миска, сковорода, поднос, сахарница, супница, крышка, чашка.)

- Сколько картинок на шнурке звука «С», а звука «Ш» (девочка считает: 6 картинок, 2 картинки)?

 

2.4 Упражнение «Из чего сделана посуда?»

-Перед тобой лежат картинки, назови их. Как мы все это можем назвать одним словом? (посуда) Сейчас я буду говорить  из чего сделана посуда, а ты скажешь  какая она. Например, тарелка из фарфора – фарфоровая.

Миска из железа - …

Стакан из стекла - …

Ложка из дерева - …

Сахарница из пластмассы - …

Чашка из фарфора - …

Салатница из хрусталя - … и т.д.

- А теперь посчитай, сколько предметов посуды (по картинкам)? Сколько предметов посуды для приготовления еды? Сколько предметов посуды для чаепития? Сколько предметов посуды для приема еды?

 

2.5 Определение последовательности и количества звуков в слове (использование наглядного пособия «Копилка»)

- Из чего Соня пьет чай? Правильно, из чашки. Давай назовем звуки в этом слове, а теперь посчитаем их. Называй звук и бросай одну монету в  копилку. (затем копилка открывается и считается количество монет)

(Далее слова: вилка, тарелка, стакан, салатница)

 

2.6 Физкультминутка

- А теперь мы немножко отдохнем. Встаем со стульев, сначала слушаем и смотрим, затем говорим вместе и повторяем движения. (Сначала проговорить медленно, затем быстрее, и очень быстро.):

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

- Хорошо, а теперь вспомним, как делаются упражнение «Шум деревьев», «Качаем насос».

- Молодец! Садись на свое место.

 

2.7 Закрепление

- Посмотри на картинку, Соня сервировала стол. Назови все, что ты видишь на праздничном столе. Посчитай, сколько на столе тарелок, вилок, чашек и т.д. Чашки сделаны из фарфора, значит они какие? Вилки из серебра, какие? Ваза из хрусталя, какая? Молодец!

- А теперь назови предметы посуды, в названиях которых есть звук «С» (далее звук «Ш»). Назови звуки в слове посуда, давай их посчитаем.

 

III. Заключительная часть

- Ты сегодня очень хорошо справлялась со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу, пора прощаться с Соней.

 

Литература: Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Н.В. Щерба. – Мозырь: «Белый ветер», 2014. – С. 94-95.

свернуть

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного с Юлианой Ч. (артикуляторно-фонетическая дислалия)

развернуть

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного с Юлианой Ч.  (артикуляторно-фонетическая дислалия)

Тема: Звук «Р»

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

 Задачи:

  • Закреплять умение выполнять специфические упражнения, направленные на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов сонорных звуков;
  • Закреплять артикуляционный уклад звука «Р»;
  • Формировать умение четко и правильно (автоматизировано) произносить звук «Р» в словах, словосочетаниях, фразах;
  • Формировать умение определять место согласного звука «Р» в слове;
  • Формировать умение согласовывать имена существительные с числительными в роде, падеже.

Оборудование: зеркало, наглядное пособие «Корзинки», предметные картинки со звуком «Р»: рыба, радуга, шар, тигр, муравей, кукуруза, морковь, воробей, сорока, сковорода, вертолет, помидор, комар, бобр, зубр.

Речевой материал: загадки

Вдруг сказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

 

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Белые лучи у солнца

От них не жарко – это точно. (Ромашка)

 

План занятия:

I.Организационный момент

  1. II. Основная часть

2.1 Артикуляционная гимнастика

2.2 Уточнение артикуляции звука «Р»

2.3 Упражнение «Корзины»

2.4 Упражнение «Эхо»

2.5 Игра «Вопрос - ответ»

2.6 Загадки

2.7 Закрепление

III.Заключительная часть

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуй! Как у тебя дела? Как настроение? Сейчас мы немножко позанимаемся.

  1. II. Основная часть

2.1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Заборчик-трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибочек», «Красим заборчик», «Вкусное варенье», «Качели в домике». (Выполняются по инструкции, в случае затруднения – по показу).

2.2. Уточнение артикуляции звука «Р»

- Юлиана, давай покажем, как рычит тигренок. Где находится наш язычок? Что делают наши губы? Что делает кончик языка?

2.3. Упражнение «Корзины» (использование наглядного пособия)

- Перед тобой 3 корзины: в первую нужно положить картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова, во вторую – в середине слова; в третью – в конце слова.

- Посчитай, сколько картинок в первой корзине, во второй, в третьей.

2.4. Упражнение «Эхо»

- Повторяй за мной: у Веры шары и у Мары шары; Рома идет на урок; у Томары красный карандаш;  в руке старое перо; барабанщик громко барабанит; тропинка обрывается у оврага;  Жора и Юра собираю рыжики; на рынке продают разные фрукты; в саду дорожка заросла травой; с горы бежит ручей; у Федора квартира на втором этаже; в порту разгружают пароходы. (При неправильном воспроизведении, ошибки исправляются, ребенок повторяет словосочетание, фразу дважды).

2.5. Игра «Вопрос – ответ»

- Сейчас я буду бросать тебе мяч и задавать вопрос, а ты отвечай на вопрос и бросай мяч мне.

1) Что летит в космос? (ракета)

2) Чем мы расчесываемся? (Расческой)

3) Что у коровы на голове? (Рога)

4) Как называется цветок с желтой серединкой и белыми лепестками? (Ромашки)

5) Чем пишет ученик? (Ручкой)

6) Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак)

7) Что надевают зимой на руки? (Руковицы)

2.6. Загадки

- Послушай внимательно загадки и отгадай их:

Вдруг сказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

 

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Белые лучи у солнца

От них не жарко – это точно. (Ромашка)

(Загадки проговариваются вместе с ребенком)

2.7. Закрепление

- В слове «радуга», где находится звук «Р» в начале, в середине или в конце слова? Назови слово, в котором звук «Р» находится в середине слова, в конце слова.

III. Заключительная часть

- Ты сегодня очень хорошо справлялась со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу.

 

Литература:

  • Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Н.В. Щерба. – Мозырь: «Белый ветер», 2014. – С. 104-105.
  • Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова, СПб, 1996. – С. 165-169.

 

 

свернуть

Буклет "Артикуляционная гимнастика каждый день"

развернуть

В помощь детям.  Артикуляционная гимнастика

 

Данный буклет поможет правильно выполнять артикуляционную гимнастику в домашних условиях.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  4. При отборе упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

 

Упражнения для губ

 

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2.Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4.  Улыбка - Трубочка Чередование положений губ.

Статические упражнения для языка 1. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  3 Иголочка (Стрелочка. Жало).  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  4. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается

в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

  1. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

 

  1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Качели.  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  3. Футбол (Спрячь конфетку).  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

 

  1. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
  2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
  3. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  7. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  8. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

Буклет "Артикуляционная гимнастика каждый день"

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся три раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

 

Желаю удачи!

 

Игры на профилактику и коррекцию дисграфии

Игра «Магазин» (проблема пропуска букв в словах).  Группам раздаются карточки с картинками АРБУЗ и ГРУША. Группе нужно прорекламировать свой предмет, подбирая определение к каждой букве слова.

Игра «Корзина» (проблема пропуска букв в словах).  

Группам раздаются корзинки и листочки, в которые они за 3 минуты должны «собрать» слова, заканчивающиеся на –ОК и –ИНА.

Игра «Словесный мяч» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву слова соперника.

Игра «Словесные цепочки» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, составляя цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, используются только существительные именительного падежа единственного числа, например: арбуз – бузина – народ и т.д.

Упражнение «Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется» (способ запоминания словарных слов). Составьте словосочетание, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Слова записываются на доске

Шофёр – шустрый

Салют – сияет

Жонглёр – Жора

Футбол – французкий

Затем первый столбик стирают и по памяти вновь записывают.рта. Делается в медленном темпе под счет.

Игра «Арабское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает, начиная с правой стороны строчки и наоборот.

Игра «Древнерусское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагается записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.

Игра «Бухгалтер»

Педагог называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок должен назвать определённую по счёту букву во всех словах.

Упражнение «Таблица»

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

 

 

свернуть

Конспект подгруппового занятия по развитию речи и культуры речевого общения с воспитанниками с заиканием, на этапе завершающей речи

развернуть

Конспект подгруппового занятия по развитию речи и культуры речевого общения с воспитанниками с заиканием, на этапе завершающей речи

 

Тема: Цветы

Цель: воспитание плавной речи без запинок на этапе завершающей речи (по методике Н.А.Власова, Е.Ф. Рау)

Задачи:

- формировать умение придумывать предложения к изображению на картинке;

- закреплять умение без запинок отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями;

- закреплять навык пользования самостоятельной речью на знакомом наглядном материале.

Оборудование: картинки с изображением одуванчика, фиалки; карандаши; черно-белые картинки с изображением одуванчик, фиалки.

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с дружкой (дети стоят полукругом) тихо-громко. Петя здоровается с Машей громко, а Маша с Олей тихо и т.д.

  1. Основная часть
    • Релаксационные упражнения (дети лежат на ковре)

Дети закройте глазки и слушайте меня. Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Мы спокойны (2 минуты просто лежат). Ну вот мы и отдохнули. Открываем глазки, садимся на ковер, встаем.

  • Упражнение психогимнастики

Упражнение «Цветок»

Слушаем и повторяем движения за мной.

Теплый луч  пал на землю (сесть на корточки, голову и руки опустить) и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток (поднимается голова). Из ростка вырос прекрасный цветок (распрямляется корпус). Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток (медленно поднимаются руки в стороны), поворачивая свою головку вслед за солнцем (голова слегка откидывается назад). Молодцы, а теперь садимся на стулья.

  • Объявление темы занятия

Дети, посмотрите на рисунки (рисунки на доске). Что на них изображено? Правильно, это цветы. Сегодня мы поговорим с вами о цветах.

  • Отгадывание загадок

А теперь слушайте внимательно загадки и постарайтесь отгадать их.

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший ...

Ответ: Одуванчик

Правильно, Маша! Петя, покажи картинку с изображением одуванчика (нужно выбрать из тех, что на доске).

Илья, а какого цвета одуванчик? (Скажи полным предложением).

Оля, а где растет одуванчик? Женя, а как называется эта часть одуванчика (показываю на стебель)? А какого он цвета?

Молодцы, слушайте следующую загадку.

 На солнечной опушке

 В траве стоит она.

 Лиловенькие ушки

 Тихонько подняла.

 И тут поможет нам

 смекалка -

 Ведь многие

 Зовут цветок.

Ответ: фиалка

Правильно, Илья! Маша, покажи картинку с изображением фиалки (нужно выбрать из нескольких). Женя, опиши эту картинку. Петя, а покажи мне на картинке лепесток фиалки. Оля, что  показал Петя?

Молодцы!

  • Физкульминутка

А теперь давайте немного отдохнем (встают со стульев). Сначала слушаем, а затем повторяем вместе со мной.

Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо! (2 раза)

Молодцы! Вы хорошо справились, присядем за стол.

  • Закрепление

Перед вами лежат картинки (черно-белые). Женя, скажи, что нарисовано на картинке (одуванчик и фиалка). Оля, какого цвета стебель одуванчика, а на картинке? Разрисуй его. (Берет карандаш зеленого цвета и разрисовывает.) Илья, а какого цвета у одуванчика головка? Петя, а где растет одуванчик?

Маша, а какого цвета лепестки у фиалки? Разрисуй их. Оля, а где растут фиалки? Правильно!

  1. Итог занятия

Молодцы, вы сегодня хорошо работали. С какими цветами мы сегодня познакомились, Илья?  А где они растут, Маша?

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

свернуть

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР на втором году обучения

развернуть

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР на втором году обучения

№ занятия: 2

Тема: Детский сад. Игрушки.

 

Задачи:

- формировать умение  употреблять существительные в единственном и множественном числе;

- формировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

- формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

- формировать умение составлять предложение по выполненному действию.

 

Оборудование: разноцветные кубики,  игрушки, предметные картинки по теме «Игрушки», тренажер «Дельфа»

 

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с дружкой (дети стоят полукругом) тихо-громко. Петя здоровается с Машей громко, а Маша с Олей тихо и т.д.  Молодцы! Сейчас я раздам кубики, вы сядете за стол, где лежит такой же.

 

  1. Основная часть

- Сегодня к нам в гости пришел Незнайка (изображение на доске). Посмотрите, что он принес? Правильно, это корзина. А что в ней лежит? (Логопед достает предметы, дети вместе их называют: кукла, мяч, мишка, пирамидка, юла, кубик, машина, зайка.)

2.1 Игра  «Скажи, какой»

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой мяч. (Если есть затруднения, логопед оказывает помощь: «Мяч, какой? Синий, большой»)  Петя, мишка какой? Оля, кубик какой? (логопед задает вопрос каждому ребенку) Ваня, что мы сейчас делали? Мы сейчас… (ребенок повторяет за логопедом и продолжает предложение)

2.2 Игра «Один – много»

- Посмотрите на картинки (лежат перед каждым ребенком, картинки: кукла, куклы, мяч, мячи).  Поднимите картинку, на которой нарисованы куклы, картинку на которой нарисован мяч. Что, я держу в руках? (пирамидку) А если их много, как мы скажем? (машина – машины,  кубик – кубики, зайка – зайки и т.д.) Маша, что мы сейчас делали? Мы сейчас… (ребенок повторяет за логопедом и продолжает предложение)

2.3 Игра «Скажи, ласково…»

- Ребята, у меня есть машина (показывает игрушку), а как мы скажем ласково (машинка). Оля, у тебя есть кукла (логопед дает игрушку), как ты скажешь ласково? Маша, у тебя есть мяч, назови его ласково и т.д. (Если кто-то из детей затрудняется, то логопед сначала спрашивает у всех детей, а затем отвечает сам). Петя, что мы сейчас делали? Мы сейчас… (ребенок повторяет за логопедом и продолжает предложение)

  • Физкультминутка

А теперь давайте немного отдохнем (встают со стульев). Сначала слушаем, а затем повторяем вместе со мной.

Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо! (2 раза)

 

Закрепление (используется тренажер «Дельфа»)

Меню «Слово», упражнение «Определи число имени существительного» (тренажером управляет логопед)

- Ребята, Незнайка хочет с нами поиграть, он загадал слова, а мы должны отгадать, сколько предметов означает каждое слово: один предмет или много предметов. (Показывает на доски с обозначением «ОДИН ПРЕДМЕТ», «МНОГО ПРЕДМЕТОВ», далее логопед читает слова, дети отвечают сначала вместе, затем по одному. Если встречается слово, обозначающее один предмет, логопед спрашивает: «Как мы это слово назовем ласково?»).

- Молодцы! Ребята, расскажите Незнайке, какой у нас детский сад?

 

  • Итог занятия

-Незнайке пора домой. Он сказал мне, что вы сегодня очень хорошо работали. А что мы сегодня делали? Мы сегодня… (отвечают по-очереди)

 

 

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

развернуть

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 10 раз.

3.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  1. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

                         

                                         

    Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой.. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

свернуть

Конспект группового логопедического занятия с учащимися 1 класса по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на основном этапе работы ( по методике А. В. Ястребовой)

развернуть

Тема: Звуки «Д – Т». Буквы Д-Т, д-т

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [д] - [т] и буквы Д-Т, д-т на материале слов в устной и письменной речи

Задачи:  

- закреплять представления о звуках [д] - [т] и обозначающих их буквах;

- закреплять умение определять наличие звуков [д] - [т] в словах;

- формировать умение преобразовывать слова путем замены звуков [д] - [т];

- формировать умение определять количество слогов в словах со звуками [д] - [т];

 

Оборудование: геометрические фигуры, карточки со словами, предметные картинки: дрова, трава, тля, стул, дом, тина, доска, дуб,  вода, вата, катушка, борода, капуста, погода, утка, ведро.

 

 

Литература: Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сейчас каждому из вас я дам фигурку, вы должны сесть на то место, где лежит такая же фигурка (геометрические фигуры одного цвета).

  1. Основная часть

 

  • Беседа о звуках [д] - [т] и буквах д-т

- Ребята, посмотрите на доску (предметные картинки: дрова, трава). Что нарисовано на картинках? Ответы запишите в тетради. Я запишу их на доске, проверьте, правильно вы их записали или нет. Посмотрите внимательно на эти слова, чем они отличаются? (Буквами Д и Т) А какие звуки обозначаются на письме буквами Д и Т? (Звуки [д] - [т]).

- Хорошо! Дима, скажи, пожалуйста, звук [т], какой? (Звук [т] согласный, глухой ). Каким цветом мы обозначаем его? (Синим)

- Саша, а какой у нас звук [д]? (Звук [д] согласный, звонкий). Как мы цветом его обозначаем? (Синим цветом)

 

  • Упражнение «Хлопни – топни»

- Дети, сейчас я буду называть слова, если в слове есть звук  [т] – топаем ножками, если звук [д]- хлопаем в ладоши. (Сначала все дети выполняют вместе, затем каждому школьнику называется по одному слову.)

Слова: радуга, вода, дом, туча, старик, беседа, август, календарь, вата, дрозд.

 

  • Упражнение «Поле чудес»

Школьники сидя кругом в центре стоит юла со стрелкой, вокруг юлы лежат карточки со словами.

- Ребята, сейчас мы поиграем с вами в поле чудес. Оля, крути юлу. (стрелка показывает на одну карточку). Прочитай слово на карточке (точка), если мы в этом слове заменим звук [т] на звук [д], какое слово получится? (дочка) и т.д.

Карточки со словами: тля, стул, дом, тина, доска.

 

  • Упражнение «Паровозы»

На доске картинки с изображением 2 паровозов. Каждый паровоз имеет три вагона. Первый вагон с одним окном, второй – с двумя, третий – с тремя.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сколько видите паровозов? (Два) Сколько вы видите вагонов? (Три) В первом вагоне каждого паровоза будут жить слова, в которых только один слог, во втором – слова, в которых есть два слога, в третьем – слова с тремя слогами. В этом паровозе будут жить слова со звуком [д], а в этом слова со звуком [т].

Логопед раздает картинки. Каждый ребенок подходит к доске и вставляет свою картинку в определенный вагон. Если есть затруднения логопед предлагает ребенку поднести ладонь к подбородку и посчитать количество слогов в слове.

 

Предметные картинки: дуб, тля, вода, вата, катушка, борода, капуста, погода, утка, ведро.

 

  • Физкультминутка

 - Встаем из-за парт!

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Все в порядок приведем

           И работать мы начнем.

  • Закрепление

- Ребята, Незнайка написал на доске слова. Надо проверить как он их написал! Чего не хватает в словах? В них не хватает букв! Ребята, давайте по цепочке  читать слова и вставлять недостающие буквы! Оля, какое 1 слово. (трактор).  Какую букву ты вставила?   ( Букву Т). Выходи к доске, вставляй букву и т.д. А ребята записывают слово  тетрадь.

С.рела, капус.а, желу.и, ве.ро, пар.а

 

  • Итог занятия

- Что мы сегодня делали на занятии? Что сначала делали, а что потом? Молодцы, вы все сегодня хорошо работали!

 

 

 

 

 

 

свернуть

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

развернуть
  1. Слегка откинуть голову назад, напрячь | мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.
  2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
  3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.
  4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
  5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
  6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.
  7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.
  8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.
  9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
  10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА

Оловянные солдатики и тряпичные куклы

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно.

Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

Сосулька

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Цветочек

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”.

Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.

Штанга

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой.

Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Бревнышки — веревочки

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.

Маятник

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

Ралли

Сесть прямо на кончик стула. После команды “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

Кукла устала

Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Незнайка

Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

Неваляшка

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

свернуть

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

развернуть

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 10 раз.

3.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  1. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

                        

                                            

 

  

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой.. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения

свернуть

В семье ребенок с ФФНР, что делать? Памятка по вопросам преодоления ФФНР у младших школьников

развернуть

Уважаемые родители!

 Правилами и нормами  жизни семьи, воспитывающей ребенка с ФФНР,  должны стать следующие положения:

  • Оказывайте организующую помощь детям при выполнении домашних заданий (как учебных, так и логопедических; выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют);
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силах и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  • Обязательно посещайте родительские собрания, беседы с логопедом;
  • Изучайте индивидуальные тетради детей (чтобы проследить динамику обучения);
  • Не стоит подчёркивать нарушение речи в присутствии ребёнка. Это может привести к нарушению самооценки.
  • Демонстрируйте образцы общения, поддерживайте речевую активность ребенка, побуждайте  к  диалогу, поощряйте общительность.

Долг родителей — не только дать жизнь ребенку, но и по­мочь ему реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал, что требует постоянного, изо дня в день, кропотли­вого труда.

свернуть

Буклет Развитие фонематического слуха у детей старшего и подготовительного к школе возраста

развернуть

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного

 возраста.    Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие                игры:

  • Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

  • Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

  • Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

  • Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

  • Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  • Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.       

           

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

 

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

 

свернуть

Буклет Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

развернуть

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 10 раз.

3.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

                         

                                                      

 

 

 

 

 

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

 

 

 

Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

для свистящих звуков

 

 

               

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

 

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

 

ЗВУКОВ С, З, Ц

 

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

  1. «Улыбка»

Цель: научить ребенка улыбаться без напряжения, чтобы были не видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Наши губки улыбаются, зубки не появляются.

  1. 2. «Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.                                         

  1. «Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

Губы трубочкой тяну: "Ду-ду-ду-ду"

  1. «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

  1. «Горка»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 10), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

  1. «Почистим за зубками»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны. Делая движения языком из стороны в сторону. Работает только язык.

Чищу зубы,                         Не болели,

Чищу зубы                         Не темнели,

И снаружи,                       Не желтели,

       И внутри.                         чтоб они.

  1. «Катушка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Выполнение: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

Мы катушечку катаем,

Взад - вперед её гоняем.

 

  1. «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

Язычок мой непослушный-

Скачет будто бы лягушка!

Накажу его слегка,

Пя-пя-пя-пя-пя.

 

              

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 10 раз.

3.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

                         

                                                      

 

 

 

 

 

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

 

 

 

Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

для свистящих звуков

 

 

               

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

 

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

 

ЗВУКОВ С, З, Ц

 

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

  1. «Улыбка»

Цель: научить ребенка улыбаться без напряжения, чтобы были не видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Наши губки улыбаются, зубки не появляются.

  1. 2. «Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.                                         

  1. «Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

Губы трубочкой тяну: "Ду-ду-ду-ду"

  1. «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

  1. «Горка»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 10), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

  1. «Почистим за зубками»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны. Делая движения языком из стороны в сторону. Работает только язык.

Чищу зубы,                         Не болели,

Чищу зубы                         Не темнели,

И снаружи,                       Не желтели,

       И внутри.                         чтоб они.

  1. «Катушка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Выполнение: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

Мы катушечку катаем,

Взад - вперед её гоняем.

 

  1. «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

Язычок мой непослушный-

Скачет будто бы лягушка!

Накажу его слегка,

Пя-пя-пя-пя-пя.

 

              

свернуть